В Москве прошел круглый стол «Беспилотные автомобили в России: законодательное регулирование, реалии и перспективы». Его организовал комитет по транспортной логистике и подкомитет по цифровой экономике «Деловой России» вместе с АНО «Агентство Цифрового Развития».
Член генсовета и руководитель подкомитета «Деловой России» по цифровой экономике Алексей Мостовщиков подчеркнул, что мероприятие проводится по запросу первого зампреда комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Антона Ткачева.
«Мы планируем обсудить проблемы, с которыми сталкивается отрасль. Позднее мы предоставим в комитет Госдумы конкретные, качественные предложения и инициативы, какие существуют законодательные барьеры и возможности для их урегулирования. Также планируем представить законопроект по ИИ в Госдуме», – сказал делоросс.
В ходе дискуссии эксперты обсудили какие задачи с помощью автономной техники бизнес может решать уже сейчас и какие – в перспективе, как ускорить развитие беспилотного автотранспорта и какие законодательные доработки для этого потребуются.
По мнению исполнительного директор комитета «Деловой России» по транспортной логистике и Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Юрия Волкова, внедрение беспилотных транспортных средств в определенной степени поможет решить вопрос дефицита водителей в России – сегодня эта проблема приводит к простаиванию порядка 20% автопарков. «Дефицит водителей в России будет только нарастать в ближайшие годы, давление на рынке труда будет сохранятся и увеличиваться», – сказал он. Переход на беспилотный автотранспорт актуален и из-за роста операционных затрат. Например, по итогам прошлого года себестоимость классических автомобильных грузоперевозок увеличилась на 10%, а внедрение беспилотных технологий может снизить издержки.
«Совсем недавно беспилотные перевозки казались чем-то из области фантастики, а сегодня это реальность. По данным Минтранса, 240 легковых и грузовых автомобилей успешно эксплуатируются на нескольких площадках, включая трассу М-11 «Нева» и территорию «Сириус». С одной стороны, 240 единиц в разрезе транспортной отрасли – цифра небольшая, с другой стороны, мы входим в пятерку стран-лидеров по развитию беспилотного транспорта», – сказал Юрий Волков. Бизнес, считает он, уже сейчас может ускориться и упростить определенные процессы для перехода на беспилотный транспорт, но «для этого потребуются инфраструктурные и технологические изменения, а также законодательные доработки».
Выступавшие отметили, что сегодня эксплуатация и применение беспилотного автотранспорта регулируется двумя постановлениями правительства. Масштабирование практики использования беспилотников требует разработки отдельного федерального закона, считают эксперты.
По мнению руководителя проектов АНО «Агентство Цифрового Развития» Софьи Крикуновой, в процессе работы над таким документом пристального внимания требует введение разграничений между уровнями автономности беспилотных автомобилей, а также вопросам ответственности за причиненный такими транспортными средствами вред.
По итогам дискуссии ее участники договорились о создании специальной рабочей группы, которая обобщит и проанализирует имеющиеся правовые инициативы и представит законодателям согласованную позицию.
«Сейчас мы делаем свои шаги в направлении данной законодательной деятельности, нам надо объединить опыт коллег и доработать имеющиеся инициативы. Для этого создаем рабочую группу по формированию нормативно-правовой базы беспилотного автотранспорта», – резюмировал Алексей Мостовщиков.
Источник: Деловая Россия