Тему «Малая авиация – большие возможности» обсудили на VI Всероссийском инвестиционном сабантуе «Зауралье-2024».

Модератор тематической секции – первый заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр», первый заместитель генерального директора Фонда ИНТЦ «Аэрокосмическая инновационная долина» Константин Хатковский построил обсуждение вокруг развития инфраструктуры в части малой авиации и беспилотных летательных аппаратов на территории Республики Башкортостан и, в том числе, речь шла о аэродроме в городе Сибай.

Сопредседатель БРО ООО “Деловая Россия” Рафаэль Марданшин в своем выступлении отметил, что  вопросы регулирования малой авиации не проработаны законодательно, важно сформировать отрасль малой авиации так, чтобы все процессы в ней были отработаны.

Руслан Ринатович Гарипов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, напомнил, что в октябре прошлого года на стратегической сессии рассматривались, в том числе, вопросы развития малой авиации, даже лозунг был придуман «Летаем по Республике Башкортостан».

– Нами ставится задача – снижение транспортной нагрузки на автодороги, сокращение времени в пути, развитие туризма. До 2000 года в Республике Башкортостан насчитывалось около 40 аэродромов и посадочных площадок гражданской, государственной и экспериментальной авиации, которыми охватывались почти все муниципалитеты республики, было очень удобно. На сегодня практически нет сертифицированных взлетных вертолетных площадок, сибайский, нефтекамский, белорецкий аэродромы законсервированы, находятся в ведении аэропорта «Уфа», расходуются деньги на их содержание, логично было бы передать их инвесторам.

Основная проблема на сегодня состоит в том, что на законодательном уровне не урегулирована деятельность малой авиации. Много говорят, что нужно перевести эту деятельность на саморегуляцию.

Необходимо создать рабочую группу, куда бы вошли эксперты, авиаторы, специалисты в этой области, по мнению которых мы составим стратегию, дорожную карту. В развитии малой авиации важна и предпринимательская инициатива.

На базе аэродрома Первушино осуществляется подготовка кадров для малой авиации. У них очень обширная школа, которая хорошо развивается и готовит ценные кадры.

Интересное направление – рассмотреть возможность выпуска на территории Башкортостана легких и сверхлегких воздушных судов, есть инициаторы, которые готовы этим заняться, но этот вопрос надо прорабатывать, выходить с идеей на инвестиционный час.

Андрей Анатольевич Бекетов, директор департамента авиационной техники АО УК ИНТЦ «Аэрокосмическая инновационная долина», поделился формированием концепции развития аэродрома в Сибае:

– Необходимо выполнить комплексный анализ деятельности аэродрома, его технического оснащения, правого статуса, определить наиболее перспективные виды деятельности с целью повышения его уровня экономической состоятельности и инвестиционной привлекательности, выработать предложения по дорожной карте. Развитие региональных воздушных перевозок невозможно без решения проблем аэродромной инфраструктуры.

Ольга Сергеевна Шаранова, заместитель главы администрации ГО г. Сибай по предпринимательству, туризму, земельным и имущественным отношениям, рассказала о вариантах использования посадочной площадки на сибайском аэродроме площадью 186 га, в частности, с пилотами аэродромного комплекса малой авиации «Первушино» запускали экспериментальный туристический авиатур «Уфа-Сибай-Бурзян». Есть спрос в развитии авиатуризма и интерес в развитии парашютного спорта, но необходима финансовая поддержка.

За судьбу сибайского аэропорта переживает его директор Нуриахмет Муллахметович Ямантаев. Он напомнил, что в 2012 году благодаря инвестиционной программе был реконструирован аэропорт, отремонтирована посадочная полоса и закуплены два современных самолета чешского производства Л-410, которые сейчас находятся в аэропорту «Уфа». Нуриахмет Ямантаев поинтересовался, есть ли возможность вернуть эти самолеты в Сибай для организации авиарейсов Сибай-Нефтекамск, Сибай-Уфа. Для возобновления работы также необходимо провести обследование аэродрома.

Далее в режиме онлайн вышел на связь генеральный директор областного аэропорта «Протасово» Рязанской области Александр Иванович Шуриков и рассказал об эксплуатации пилотируемых и беспилотных воздушных судов, о развитии, привлечении новых авиакомпаний. Часть задач финансируется за счет региона, а значительная часть формируется за счет внебюджетных источников, позволяющих содержать инфраструктуру посадочной площадки.

Директор аэродрома «Мячково в Московской области Андрей Анатольевич Полянский рассказал, как концепт закрытой территории посадочной площадки позволил наполнить ее разными видами активностей, к примеру, техническими видами спорта, современной гоночной трассой, здесь есть аэроклубы, летная школа. На аэродроме базируются самолеты малой и бизнес-авиации.

Председатель Государственного комитета РБ по ЧС Кирилл Первов отметил, что для решения задач при мониторинге, пожаротушении, эвакуации пострадавших используются как беспилотные системы, так и пилотируемая авиация. Уделил внимание приобретенному в 2021 году уникальному, эффективному вертолету Ка-32А11ВС, который оперативно решает задачи при мониторинге паводковой и лесопожарной обстановки, тушении ландшафтных пожаров, для эвакуации пострадавших. Но даже при наличии современной техники важно развитие аэродромной сети с устройством заправки воздушных судов, в том числе и в Зауралье, где ведутся основные работы по тушению лесных пожаров.

Об ответственности использования воздушного пространства напомнил директор по развитию «ОстАвиаКомпани», руководитель обособленного отделения компании «Авиахим-юг» по Республике Башкортостан, пилот Игорь Тадионович Лясович, отметивший также, что в развитии малой авиации нужны аэродромы, посадочные площадки, на содержание которых нужны деньги.

О регулировании отрасли беспилотных авиационных систем в Башкортостане говорил Дим Фатихович Булатов заместитель директора АНО «Беспилотные объединенные технологии» из Сибая в Уфу

Резюмируя сессию, Константин Хатковский отметил, что нужно разработать жизнеспособную концепцию для развития аэропорта в Сибае и совместно с Правительством республики ее реализовать.

Я соглашаюсь с тем, что владелец сайта использует файлы cookie для повышения удобства работы на сайте, а так же сервис Яндекс.Метрика. Оставаясь на сайте, я соглашаюсь с политикой их применения.
Ок